С 2020 года Агентством совместно с Национальным Банком и Правительством реализуется комплекс антикризисных мер для поддержки бизнеса и населения, обеспечения стабильности финансовой системы.
Для минимизации эффекта пандемии на устойчивость банковского сектора с марта 2020 года приняты временные меры пруденциального регулирования, направленные на предоставление достаточного объема капитала и ликвидности.
Среди ключевых мер можно выделить снижение требований к консервационному буферу собственного капитала банков на 1 п.п. с 2% до 1%. Также в два раза снижены коэффициенты риск-взвешивания при расчете достаточности собственного капитала по займам и гарантиям, выданным субъектам МСБ и синдицированным кредитам со 100% до 50%.
В перечень залогов, признаваемых «твердыми» при расчете провизий, включены проекты ГЧП и гарантии квазигосударственных компаний (АО ФНБ «Самрук-Казына», АО «НУХ «Байтерек»), расширен перечень ликвидного обеспечения при расчете достаточности капитала и риска на одного заемщика.
В условиях сохраняющихся кредитных рисков и неравномерности восстановления в различных секторах экономики, банковский сектор продолжает оказывать поддержку экономике и своим клиентам.
На фоне роста кредитования экономики с начала года на 3,3% до 15,1 трлн. тенге, увеличение кредитования корпоративного сектора составило 0,8% до 7,2 трлн. тенге, что обусловлено процессами признания убытков и списания неработающих кредитов, выданных юридическим лицам.
В сегменте розничного кредитования акцент последовательно смещается с высокорисковых потребительских кредитов в менее рисковые ипотечные займы. Так, с начала года кредиты физическим лицам выросли на 5,6%, в основном, за счет увеличения потребительских кредитов на 6,1%. С учетом погашения ипотечных кредитов за счет единовременных пенсионных выплат, рост портфеля ипотеки составил 3,4%.
В текущем году Агентством принято решение продлить до конца текущего года действие отдельных регуляторных послаблений. В частности, будут сохранены меры по снижению значений коэффициентов риск-взвешивания по займам и гарантиям, выданным субъектам МСБ и синдицированным займам, а также расширению перечня «твердого» залогового имущества. Дополнительно будет сохранено признание гарантий квазигосударственных холдингов (АО ФНБ «Самрук-Казына», АО НУХ «Байтерек») в качестве ликвидного обеспечения, что позволит сохранить возможности банков по кредитованию субъектов МСБ, не имеющих залогового обеспечения.
Для обеспечения доступа субъектов МСБ к финансированию реализуются государственные программы кредитования бизнеса по льготным ставкам («Программа льготного кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства», «Экономика простых вещей», «Дорожная карта бизнеса-2025»). В совокупности за весь 2020 год и 4 месяца текущего года в рамках данных государственных программ выдано займов на сумму более 2,0 трлн. тенге.
Во исполнение поручения Главы государства для оказания поддержки субъектам МСБ в пострадавших секторах экономики задействован механизм субсидирования процентных ставок до 6% годовых по всем действующим кредитам субъектам МСБ на период 12 месяцев, начиная с момента объявления режима чрезвычайного положения (с 16 марта 2020 года по 15 марта 2021 года).
На данный момент получили субсидии 4 055 субъекта МСБ или 95,3% от общего количества одобренных заемщиков – субъектов МСБ на сумму 22,3 млрд. тенге.
Дополнительно, в реализацию поручения Главы государства субъектам МСБ в пострадавших отраслях экономики в период с 1 апреля до 1 июля текущего года предоставлена очередная отсрочка платежей по кредитам. На сегодня отсрочкой уже воспользовались 329 субъектов МСБ по банковским займам на сумму 5,5 млрд. тенге и 60 субъектов МСБ по микрокредитам на сумму 65,7 млн. тенге.
По вопросам защиты прав потребителей финансовых услуг обращайтесь на телефоны +7 (727) 237 1000
Пресс служба
+7 727 237 1090