www.bank-ombudsman.kz
office@bank-ombudsman.kz
+7 (727) 261-22-16
+7 (708) 983-30-16
+7 (727) 983-30-16
Когда банк вправе заблокировать карту

Когда банк вправе заблокировать карту 

 В каких случаях и на каких основаниях банк может ввести полный или частичный запрет на осуществление операций с использованием платежной карточки физического лица – как на оплату товаров, так и на снятие денег? Об этом напомнит Fingramota.kz.

По блокировке платежной карточки или банковского счета физического лица

Под блокированием платежной карточки понимается полный или частичный запрет на осуществление операций с использованием платежной карточки, в том числе, на оплату товаров и снятие денег. Понятие «блокирование» в рамках казахстанского законодательства используется только в отношении платежных карточек.

 

 

Пунктом 80 Правил выпуска платежных карточек, а также требований к деятельности по обслуживанию операций с их использованием на территории Республики Казахстан, утвержденные постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 31 августа 2016 года № 205 установлены случаи, при которых эмитент блокирует платежную карточку, в частности:

1) при получении уведомления от держателя платежной карточки об утере, краже или несанкционированном использовании платежной карточки;

2) при неисполнении держателем платежной карточки договора о выдаче платежной карточки;

3) при несоблюдении внутреннего документа пользования платежной карточкой, предусмотренного договором между эмитентом и держателем платежной карточки.

При этом условия блокирования платежной карточки оговариваются в договоре о ее выпуске.

К слову, в законодательстве нет отдельного понятия «карточный счет», и платежная карточка является инструментом доступа к обычному банковскому счету ее держателя.  При этом банковский счет открывается клиенту при его обращении в банк.   

К тому же, согласно статье 27 Закона РК «О платежах и платежных системах», на банковский счет клиента могут быть наложены ограничения в виде приостановления расходных операций, временного ограничения распоряжения имуществом, а также наложен арест на деньги, находящиеся в банковском счете.

Ограничение на проведение расходных операций может быть наложено на основании соответствующих решений (распоряжений) уполномоченных государственных органов или должностных лиц (при неуплате налогов, ведении следственных работ, наличии подозрений на мошеннические операции и др.) либо информации Комитета финансового мониторинга Министерства финансов об организациях и физических лицах, включенных в перечень организаций и лиц, связанных с финансированием терроризма и экстремизма.

Арест может быть наложен судами на основании судебных актов и судебными исполнителями на основании постановлений судебных исполнителей, санкционированных прокурором, в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством Республики Казахстан и Законом об исполнительном производстве.

 

                      А если карта зарплатная?

   Никаких послаблений и льгот зарплатная платежная карточка не дает. Она ничем не отличается от обычной платежной карточки. Поэтому блокировка зарплатной платежной карточки может быть осуществлена на общих для карт основаниях, в соответствии с условиями блокирования, установленными в договоре о ее выпуске.

   Приостановление расходных операций по банковскому счету или арест денег, находящихся на счете, осуществляется в соответствии с нормами, установленными законодательством. То есть если будут соответствующие распоряжения уполномоченных госорганов или должностных лиц о приостановлении расходных операций по банковскому счету клиента или актов о наложении ареста, тогда карточка блокируется. 

 

                       Банк обязан уведомить о санкциях?

   В договоре о выпуске платежной карточки все должно быть прописано: и порядок, и способы, и случаи направления соответствующих уведомлений банком клиенту. Эти взаимоотношения банка и клиента регулируются договорными отношениями. Внимательно читайте договор!

 

          Банк вправе заблокировать какую-либо транзакцию?

   Да, может. К примеру, при прохождении по платежной карточке сомнительной, подозрительной операции. Чтобы предотвратить несанкционированные (мошеннические) операции с карточкой, банками могут быть установлены системные ограничения на отдельные их виды. Условия их установления, а также порядок снятия опять-таки оговорены в договоре по выпуску платежной карточки.

 Нормами Закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» установлено, что банки в целях предупреждения и пресечения таких фактов, обязаны при признании операции подозрительной незамедлительно сообщить в КФМ МФ РК до ее проведения. Комитет, получив сообщение о подозрительной операции, вправе приостановить ее в случае, если она на момент получения информации еще не совершена.

   При этом если клиент банка – организация или физическое лицо – включены в перечень организаций и лиц, связанных с финансированием терроризма и экстремизма, банки обязаны незамедлительно приостановить расходные операции по их банковским счетам.

 

             Что делать, если карта или счет заблокированы?

   Ели это произошло, необходимо обратиться в службу поддержки банка. В случае ограничения распоряжения деньгами, находящимися на банковском счете клиента, на основании соответствующих актов/решений/распоряжений уполномоченных госорганов или должностных лиц, за разъяснениями следует обращаться в соответствующий уполномоченный госорган или к должностному лицу. 

 В случае блокировки платежной карточки операция по банковскому счету, привязанному к ней, может быть проведена через кассу в отделении банка-эмитента. При этом необходимо предъявить документ, удостоверяющий личность.

 

          Можно разблокировать карточку самостоятельно? 

 Только в том случае, если платежная карточка была заблокирована самим  клиентом, разблокировать ее можно самостоятельно в личном кабинете на интернет-ресурсе банка.

В любом случае при блокировке платежной карточки банком либо приостановлении расходных операций по банковому счету владельцы карт могут отправить запросы в банк и им должны быть представлены разъяснения. Если у вас возникли сомнения в законности действий банка, вы всегда можете обратиться за защитой своих прав как в судебные органы, так и в финансовый регулятор. 

 

 

 

 

Национальный Банк Республики Казахстан
Агентство Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка
Ассоциация Финансистов Казахстана
Первое кредитное бюро
Страховой Омбудсман
Финансовый уполномоченный Российской Федерации