www.bank-ombudsman.kz
office@bank-ombudsman.kz
+7 (708) 983-30-16
+7 (727) 983-30-16
Что нужно знать заемщикам о скоринге

Понятие «скоринг» существует в финансовой сфере давно и представляет собой систему оценки заемщика, его платежеспособности и добросовестности.

Причем скоринговая система оценивает не только его доход, но и другие необходимые для выдачи кредита критерии. К примеру, способность заемщика вовремя и добросовестно погашать кредит, стаж работы, семейное положение, сколько раз был получен отказ от кредиторов. На скоринговый балл также могут влиять активность заемщика в социальных сетях и использование мобильной связи.

Как в кредитных организациях применяется скоринг и можно ли повысить свои шансы на получение займа – на эти вопросы ответил директор Департамента защиты прав потребителей финансовых услуг Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка Александр Терентьев.

Существует три вида кредитного скоринга. Первый связан с анкетированием заемщика, где он отвечает на вопросы, ответы которых в последующем оцениваются скоринговой системой путем выдачи баллов. Чем больше оценка у заемщика, тем выше шансы на получение кредита.

Второй вид связан с противодействием мошенничеству. Здесь проводится так называемый поведенческий скоринг, где проводится оценка финансового поведения будущего заемщика с целью выявить финансовых мошенников и злостных неплательщиков.

И третий вид скоринга – это коллекторский. Он используется для взыскания долга посредством телефонных звонков, SMS-уведомлений, а также при личном контакте с должником.

Как кредитные организации используют скоринг?

В финансовые организации поступает большое количество заявок от казахстанцев, которые хотят взять кредит. Но обработать каждое обращение вручную не представляется возможным. Это одна из причин, почему кредиторы применяют скоринг. Вся информация о потенциальном заемщике должна собираться только с его согласия и в рамках закона.

Скоринг у каждой кредитной организации уникален. Его параметры держатся в строгой тайне. Причем в разных кредитных организациях требования к потенциальному заемщику различны, поэтому, если вам, к примеру, отказали в кредите в одном банке, всегда есть вероятность того, что вам его могут выдать в другом.

Скоринговая система не стоит на месте: сейчас оценить кредитоспособность и порядочность клиента можно не только по уровню дохода, но и по справке о налоговой задолженности, ограничениям на выезд из страны и т. д. Также может быть принята во внимание информация использования сотовой связи и из аккаунтов в социальных сетях, к примеру, на какие группы подписан клиент, какую информацию размещает в Интернете.

Что такое антифрод?

Антифрод – это система, в которой установлены правила, действующие с момента поступления заявки на получение кредита. При использовании данной системы кредитная заявка рассматривается более детально. Здесь также может учитываться информация и от мобильных операторов: периодичность, длительность звонков, период использования номера и другое. Применяется это для того, чтобы понять, как долго заемщик пользуется SIM-картой или же приобрел ее только для получения кредита.

Сведения от мобильного оператора клиента обеспечиваются через Кредитное бюро и доступны для кредиторов. Здесь оцениваются размер трат потенциального заемщика на связь, на какие сайты он заходит, подключает ли роуминг. Отметим, что заемщик может быть подвержен процедуре скоринга, только если дает свое согласие – письменное либо через SMS-авторизацию.

Если у клиента имеется задолженность по банковским кредитам и микрозаймам, то положительная информация от оператора мобильной связи вряд ли может помочь в одобрении кредитной заявки. Но если у него хорошая кредитная история и высокий уровень официального дохода, то проверка через мобильного оператора может и не понадобиться.

Как повысить свои шансы на получение кредита?

Банки довольно лояльны к дисциплинированным заемщикам. Чтобы заработать скоринговые баллы, нужно своевременно погашать задолженность: по ранее взятым кредитам, налоговую и иную, вовремя оплачивать коммунальные услуги или исправно платить алименты, если они имеются. Чтобы быть уверенным, что все ваши платежи по кредитам внесены в сроки, оговоренные договором займа, регулярно проверяйте свою кредитную историю. Для этого нужно обратиться в кредитные бюро, их в Казахстане два: Государственное кредитное бюро и Первое кредитное бюро, в ЦОН или проверить самостоятельно через веб-портал виртуального правительства. Заодно в персональном кредитном отчете можно отследить, какие финансовые организации запрашивали вашу кредитную историю, возможно, без вашего ведома, и не оформили ли на вас «фиктивный кредит». Для сведения – кредитный отчет предоставляется бесплатно один раз в год.

В заключение хотелось бы отметить, что кредит – это большая ответственность. Прежде чем оформлять заем, нужно тщательно взвесить все «за» и «против», проанализировать свои финансовые возможности и оценить возможные риски.

Подробнее: https://inbusiness.kz/ru/author_news/chto-nuzhno-znat-zaemshikam-o-skoringe?fbclid=IwAR2DGFFuMmULNiMMgSVcvIKEkWfQaErxXEbbZRQGXKmF4F6houEV7chql1s

Национальный Банк Республики Казахстан
Агентство Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка
Ассоциация Финансистов Казахстана
Первое кредитное бюро
Страховой Омбудсман
Финансовый уполномоченный Российской Федерации