www.bank-ombudsman.kz
office@bank-ombudsman.kz
+7 (708) 983-30-16
+7 (727) 983-30-16
Доверяй, но проверяй: основные уловки мошенников

Согласно данным социологического исследования, проведенного в 2022 году Агентством РК по регулированию и развитию финансового рынка, одним из распространенных видов правонарушений в финансовой системе является мошенничество.

Все, что возможно сосчитать, – считайте!

Как показало исследование, наиболее часто используемые схемы мошенников – это хищение персональных данных с помощью ложных рассылок на фишинговых сайтах и мобильных приложениях; маскировка мошенника под работника службы безопасности финансовой организации для обмана граждан с целью получения доступа к личному кабинету в мобильном устройстве. 

По итогам социсследования выявлено, что 55,8% респондентов сталкивались с финансовым мошенничеством, из них 34,2% – телефонным мошенничество (вишинг), 32,7% – интернет-мошенничеством (фишинг). 21,6% опрошенных были участниками мошенничества со стороны финансовых пирамид, и 11,5% – с платежными картами.

Основной группой риска финансового мошенничества являются люди пенсионного возраста. 50,7% опрошенных старше 63 лет не смогли сразу распознать мошенничество, из них 6,3% частично передавали информацию преступникам и никогда не уточняли данные организации, от которой звонил преступник.

Для обмана граждан мошенники, как правило, используют большое количество звеньев. Для обзвона потенциальных жертв – программное обеспечение (SIP-телефонию), которая позволяет дублировать абонентские номера казахстанских финансовых институтов. Для обналичивания денежных средств привлекаются подставные лица, которые в силу своей доверчивости и желания быстро заработать, поддаются уловкам мошенников. Напомним, что при проведении следственных мероприятий правоохранительные органы, в первую очередь, выходят на посредников.

 

Что делать, если вы перевели деньги мошенникам?

Срочно обратитесь в банк и выясните у менеджера, как можно вернуть деньги. Если перевод средств находится в процессе, тогда операцию еще возможно отменить. Напишите заявление на возврат последней операции. Возврат средств или последней операции банками осуществляется от нескольких часов до 60 дней.

Если перевод все-таки прошел, то незамедлительно обратитесь в правоохранительные органы. В случае признания вас потерпевшими, вы вправе в соответствии со статьей 9 ГК РК обратиться с исковым заявлением в суд на мошеннические действия третьих лиц.

Также знайте, что технические платежи банков хорошо защищены. Основной упор мошенники делают не на взлом технической безопасности банков, а на доверчивости граждан. Подключите SMS или push-оповещения, чтобы отследить все операции по счетам. Так вы сможете оперативно отреагировать на действия мошенников, а время в этом случае очень важно.

Не храните крупные суммы денег на карте, которую вы носите с собой и используете для повседневных трат. Лучше, в случае необходимости, делать перевод с основного счета или депозита, тем более что большинство внутренних операций в банках являются бесплатными.

 

Что делать, если мошенники оформили на вас фиктивные кредиты?

Если ваши персональные и платежные данные попали в руки киберпреступников, то они могут взломать ваш онлайн- или мобильный банкинг и оформить кредиты мошенническим способом. Выявить факт незаконного оформления кредита на свое имя можно с помощью кредитной истории, которую нужно проверять регулярно, не реже 1 раза в квартал. Получить персональный кредитный отчет можно в Государственном кредитном бюро, Первом кредитном бюро, ЦОНах или через портал egov.kz. 

Если вы стали заложником «чужого кредита», то в первую очередь, выясните наименование кредитной организации, в которой оформлен заем, и обратитесь туда с заявлением. Заявление также необходимо подать в правоохранительные органы. Ваши заявления должны зарегистрировать, регистрационный номер с датой принятия заявления необходимо поставить и на копии заявления, которую вы оставляете себе.

Обязательно потребуйте у кредитора проведения внутреннего служебного расследования. Кроме того, кредитная организация должна предоставить вам копии договора, приложений к нему и документов, удостоверяющих личность, а также реквизиты счета, на который переведены деньги. Вам необходимо будет уточнить данные сотрудника, выдавшего кредит и оформлявшего договор.

В случае отказа кредитной организации в предоставлении документов, вы можете подать жалобу в Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка.

Если кредитная организация не найдет доказательств того, что деньги по вашему удостоверению получили мошенники, необходимо подать иск в суд по месту жительства о признании сделки недействительной. В случае вынесения судом решения в вашу пользу, кредитная организация должна:

- прекратить требовать с вас оплату долга;

- списать задолженность;

- направить в кредитное бюро письмо об исключении информации по чужому займу из вашей кредитной истории.

 

Как защитить себя и близких от уловок мошенников?

Основные правила безопасности для граждан, чтобы не стать жертвой мошенников:

  1. Если вам позвонил якобы сотрудник банка, сразу прервите разговор. Помните, настоящий банковский менеджер или операторы колл-центров финансовых институтов никогда не будут запрашивать персональные данные по телефону. Эти конфиденциальные сведения нужны только мошенникам. Если у вас есть сомнения, то самостоятельно наберите официальный номер контакт-центра своего банка.
  2. Если вам позвонили якобы с правоохранительных органов, то ни в коем случае не паникуйте. Спросите, в каком именно отделении полиции находится потенциальный подозреваемый, какую статью ему вменяют, когда было совершено деяние, предоставлена ли помощь адвоката и как с ним связаться. Также следует сделать самостоятельный звонок на горячую линию организации, от имени которой вам позвонили: МВД РК или районного отделения полиции.
  3. Если в сети вам предлагают заработок на фондовом рынке с гарантией 99% получения дохода или просят пройти опрос, чтобы получить доступ к чудо-платформам, позволяющим зарабатывать якобы небывалые деньги – не верьте! Не оставляйте нигде на просторах интернета, тем более на фишинговых сайтах, свои персональные данные. Даже если вы сделаете это из-за простого любопытства и зарегистрируете ненастоящие номера, то это чревато последствиями.
  4. Никогда и никому не сообщайте свои персональные данные, реквизиты банковской карты, особенно срок ее действия, CVC/CVV-код (три цифры на обороте, код проверки подлинности карточки), кодовое слово и остаток денежных средств, SMS/push-код для подтверждения совершаемой операции: платежа, перевода и т. д. Никогда и никому не сообщайте пароль от своего личного кабинета в интернет-банкинге или мобильном приложении.

 

Расскажите пожилым родственникам об уловках мошенников – именно они чаще всего становятся легкой мишенью для злоумышленников.

 

 

Берегите себя, своих близких и повышайте финансовую грамотность вместе с Fingramota.kz!

Национальный Банк Республики Казахстан
Агентство Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка
Ассоциация Финансистов Казахстана
Первое кредитное бюро
Страховой Омбудсман
Финансовый уполномоченный Российской Федерации