Банковский омбудсман: подмога ипотечникам
В банковских договорах ипотечного займа невозможно предусмотреть все не благоприятные для заемщиков ситуации. Жизненные обстоятельства могут измениться не в лучшую сторону, а с банком договориться не получается. В этой ситуации помощь и совет банковского омбудсмана может оказаться весьма кстати.
В Казахстане институт банковского омбудсмана, который как раз и нацелен на урегулирование разногласий по договорам ипотеки между банком и заёмщиком, относительно молодой: он создан в 2011 году. Его полномочия прописаны в Законе Республики Казахстан «О банках и банковской деятельности в РК», и услуги предоставляются бесплатно.
В настоящее время банковским омбудсманом в Казахстане является Ерсерик Даменович Сийрбаев. Его общий трудовой стаж в финансово-кредитной системе превышает 40 лет.
Введение института банковского омбудсмана в Казахстане вызвано увеличением количества жалоб в госорганы со стороны населения на нарушение прав по договорам ипотечного займа. Однако и сами банки заинтересованы в том, чтобы конфликты с заемщиками разрешались в досудебном порядке. При обращении к банковскому омбудсману нужно предоставить все документы по вашей ипотеке – договор займа, график погашения, переписку с банком, справку о ссудной задолженности и прочее. Все это поможет ему в переговорах с банком изменить в вашу пользу тот же график погашения задолженности или найти взаимоприемлемое для обеих сторон договора решение.
Кто такой банковский омбудсман?
В соответствии со статьей 40-1 вышеупомянутого закона на этот пост сроком на два года избирается «независимое в своей деятельности физическое лицо, осуществляющее урегулирование разногласий, возникающих из договора ипотечного займа, между банком и заемщиком – физическим лицом».
Банковский омбудсман избирается тайным голосованием представителями банков и ипотечных компаний, Национального Банка Казахстана и республиканской общественной организации, занимающейся защитой интересов заемщиков. Будучи в этом статусе, банковский омбудсман не вправе занимать должности в банках, финансовых организациях, быть аффилированным с какой-либо организацией. Также ему запрещено заниматься предпринимательской деятельностью и бизнесом.
Какие вопросы решает банковский омбудсман?
Он не подменяет третейский или гражданский суд. Банковский омбудсман выступает посредником, который содействует в достижении заемщиком и банком компромиссного решения. Институт банковского омбудсмана вырабатывает конкретные рекомендации по обращениям заемщиков – физических лиц, касающиеся изменения условий исполнения обязательств по договорам ипотечного займа. Он способствует организации встреч и переговоров сторон, выступая квалифицированным консультантом в переговорном процессе.
По закону банковская тайна может быть раскрыта банковскому омбудсману по обращениям, находящимся у него на рассмотрении. Он должен обеспечить соблюдение банковской и иной охраняемой законом тайны, соблюдая конфиденциальность в отношении информации, полученной в ходе разрешения споров, не разглашать ее третьим лицам. В случае разглашения этих сведений Совет представителей вправе досрочно прекратить полномочия банковского омбудсмана.
Банковский омбудсман рассматривает обращения заемщиков в течение 2-х месяцев.
Этапы рассмотрения обращений ипотечных заемщиков:
· Запрос в банк о предоставлении расчета задолженности и иных необходимых для рассмотрения документов (при необходимости) — 3 дня с момента регистрации обращения.
· Получение ответа от банка — 10 рабочих дней.
· Рассмотрение и выработка приемлемого варианта реструктуризации — 3 рабочих дня.
· Рассмотрение банком предложенного варианта реструктуризации — 30 дней. (Этот срок зависит от предоставления заемщиком требуемых документов в банк. Согласно внутренним правилам и регламенту банковского омбудсмана, указанный срок может быть изменен)
· Организация встреч, ведение переговоров со сторонами, для достижения взаимоприемлемого решения — в течение всего периода рассмотрения обращения.
· Достижение взаимоприемлемого решения (оформление и подписание протокола) — 3 рабочих дня.
· При недостижении взаимоприемлемого решения (вынесение решения) — 3 рабочих дня.
Какие нужно предоставить документы?
Чтобы ускорить процесс рассмотрения обращения, необходимо предоставить полный пакет документов. Это могут сделать как сам заемщик, так и его созаемщик, залогодатель, уполномоченное лицо.
Первый из документов – «Анкета к обращению об урегулировании разногласий». На сайте размещен соответствующий шаблон, который необходимо заполнить. Четкое изложение сути вопроса в анкете позволяет ускорить рассмотрение и решение проблемы. Также к обращению необходимо приложить документы (или их копии):
· Удостоверение личности;
· Договор банковского займа;
· График погашения;
· Дополнительные соглашения к договору банковского займа (при наличии таковых);
· Договор о залоге недвижимого имущества;
· Дополнительные соглашения к договору о залоге недвижимого имущества (при наличии таковых);
· Заявления обращения в банк/организацию, осуществляющую отдельные виды банковских операций;
· Ответы банка на данные заявления (при наличии таковых).
· Справка об остатке ссудной задолженности на текущую дату, которая включает в себя: сумму остатка основного долга, в т.ч. просроченного; сумму начисленного вознаграждения, в т.ч. просроченного; сумму начисленных штрафов; сумму оплаченного основного долга; сумму оплаченного вознаграждения; сумму оплаченных штрафов.
Что не входит в компетенцию банковского омбудсмана?
Он не рассматривает обращения:
· принятые к рассмотрению судом и (или) по которым имеется решение суда, вступившее в законную силу;
· без письменного доказательства обращения заемщика в банк, организацию, осуществляющую отдельные виды банковских операций, с целью урегулирования возникшей ситуации в рамках договора ипотечного займа;
· направленные повторно при отсутствии новых обстоятельств дела;
· по договору ипотечного займа, сумма которого превышает 20 тыс. месячных расчетных показателей;
· поданные индивидуальными предпринимателями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, участниками долевого участия в финансировании строительства жилого дома.
Какой статус имеют решения банковского омбудсмана?
Решения банковского омбудсмана обязательны для банка и организации, осуществляющей отдельные виды банковских операций, в случае принятия его заемщиком. Если заинтересованная сторона не согласна с решением банковского омбудсмана, она вправе обратиться за защитой своих прав в суд.
Как записаться на прием к банковскму омбудсману?
Офис банковского омбудсмана находится в Алматы по адресу: пр. Н.Назарбаева, 175 (оф. 302).
Есть несколько способов, как обратиться к нему. Проще всего подать обращение и записаться на прием, зайдя на сайт:
www.bank-ombudsman.kz. Здесь, на главной странице, расположены соответствующее опции. Нажав на необходимую вам и заполнив анкету, можно подать обращение или записаться на прием, а также найти ссылки на необходимые законодательные акты, регулирующие банковскую деятельность.
Также записаться на прием можно по телефонам: +7 (727) 2612 216; +7 (708) 983 30 16. Еще один вариант – обратиться к омбудсману посредством обычной почты, по электронной почте: office@bank-ombudsman.kz, по Skype: bank-omb Skype Me™, или через приложение Jivosite, интегрированное в сайт банковского омбудсмана.
На сайте размещена «Форма обращения к банковскому омбудсману». Обращение и документы, вне зависимости от того, каким из выше названых вариантов они были поданы, обязательно регистрируются. За время существования института банковского омбудсмана были поданы и рассмотрены свыше 6 500 обращений.
Заседания и встречи по урегулированию разногласий происходят в офисе банковского омбудсмана в Алматы. В случае необходимости банковский омбудсман может рассматривать обращения с выездом на место, а также проводить встречи в онлайн-режиме.
Источник: https://www.fingramota.kz/credit/the-banking-ombudsman/