www.bank-ombudsman.kz
office@bank-ombudsman.kz
+7 (727) 261-22-16
+7 (708) 983-30-16
+7 (727) 983-30-16
Просто о финансах. Урок 9-й. Реструктуризация займа

Кто рискует, тот и оплачивает судебные издержки

Даже американцы с их 300-летней банковской культурой финансово не очень грамотны. Там тоже есть люди, которые считают кредитную карточку дебетовой и не представляют, насколько опасно влезать в бесконечные долги. Да и казахстанцы продвигаются к большему развитию и защите. Понимают, что от объективных рисков - падения цен на нефть, на недвижимость, ослабления курса тенге, надо страховаться. В последнее время активизировались переговоры между банками и неудачливыми заемщиками, уже и государство принимает участие. Надо ли защищаться от банков?

 

Просто о финансах. Урок 9-й. Реструктуризация займа

Заехала вчера к друзьям и когда сказала, что пишу о банковских услугах, они заулыбались.

- Мы на семейку Обамы похожи?

- Ну, вы – красивее. Мне вы нравитесь.

- Ужинали вчера в ресторане. Я картой хотел расплатиться, а официант ее вернул. Говорит: «На кассе не проходит». «А банкомат поблизости есть? - спрашиваю.  – «Не знаю». Я к Гохе: «Дай свою, у тебя же - другой банк». А она мне: «Я, что, Мишель Обама? Не буду за мужчину платить!»  Хорошо, знакомые случайно нарисовались. Причем, лет на 10 старше нас. Моя жена быстро свою карту дала и эта транзакция прошла».

- А в чем дело было? В банк звонил?

- Да Аскар, как Барак Обама, раз в полгода картой платит, - язвит Гаухар.

Нацбанк уполномочен защитить

От финансовых неприятностей, как вы поняли, может защитить жена. Могут – родители. «Мой отец был самых строгих правил: до восемнадцати лет запрещал нам пользоваться кредитками», - говорит американская звезда реалити-шоу и светская львица Ким Кардашьян. А может помочь и Национальный банк РК.

Если гражданину нужна помощь, есть смысл прислушаться к советам на сайтеhttp://www.nationalbank.kz в разделе «Защита прав потребителей финансовых услуг». Там есть контакты  банковского и страхового омбудсмана, отделов контроля финансовых организаций и защиты прав потребителей финансовых услуг филиалов Нацбанка, контакты Общественной приемной.

Общественная приемная Национального банка по адресу в Алматы: ул. Айтеке би, 67, тел. (727) 2 619-213, работает ежедневно с 10 до 17. В ее компетенции -  рассмотрение жалоб потребителей финансовых услуг, вопросы финансовой грамотности и стандартизации финансовых продуктов. Там бесплатно консультируют по банковским вопросам, принимают обращения и обеспечивают их рассмотрение.

Здесь же, на сайте – онлайн калькуляторы расчета годовой эффективной ставки вознаграждения (ГЭСВ) по кредиту и депозиту, бюджета потенциального заемщика и график ежемесячного платежа дифференцированным и аннуитетным методами.

На сайте есть образец обращения в Нацбанк. Расписано, что, например, права потребителя банковских услуг Нацбанк или его филиалы во всех областных центрах Казахстана, защитят по вопросам «понуждения к заключению договоров страхования и ограничения в выборе страховых или оценочных организаций, правильности расчета размера ГЭСВ, соблюдения порядка внесудебной реализации залогов и другим. Общественная приемная Нацбанка дает разъяснения для индивидуальных предпринимателей, например, по установке pos-терминалов и ограничению размера неустойки за просрочку.

За 3 квартал в Нацбанк обратилось 1160 граждан. Почти все обращения  рассмотрены. Отказано или прекращены рассмотрения лишь 12 граждан, перенаправлены в другие организации обращения 61 гражданина.

Реструктуризация или суд?

По средним для СНГ данным, 90% обращений к омбудсману связано с просьбами о реструктуризации задолженностей.

Банковский омбудсман – независимое физлицо, он безвозмездно урегулирует разногласия ипотечных заемщиков с банками: в досудебном порядке встречается с ними,  рекомендует заемщику изменения условий выплаты по кредиту, сумма которого не должна превышать 25000 МРП, содействует в принятии общего решения. Принятое им решение обязательно для банка, если заемщик его принял. Если заемщик или банк не согласны, они вправе обратиться в суд. Но омбудсман явно призван защищать клиентов банков, де-факто компенсируя этим меньшие возможности граждан по защите своих прав в суде.

Реструктуризация долга применяется, когда заемщик не способен к погашению кредита. Она позволяет заемщику изменить размер платежа, срок кредита, валюту кредита, обменять долг на долю в собственности или списать его часть. Заемщику могут предоставить «кредитные каникулы», соединить несколько кредитов в один, снизить ставку по займу.

Подразделения и программы работы с проблемными кредитами есть не у всех банков, да и о возможности реструктуризации сообщают не все. Банкиры говорят, что реструктуризация для них, как ручная сборка автомобилей при имеющемся конвейере, -  дорого и не эффективно. Многие заемщики и не собираются платить по кредиту, а просто затягивают взыскание.

Поэтому банки реструктуризацию не любят, но идут на не, ведь это - возможность обойтись без просрочек, начислений резервов и убытков, без долгих судов и издержек по ним. Обычно банки списывают пени и штрафы, но не снижают основную сумму долга.

Заемщик же рискует репутацией. Кредитование после пройденной реструктуризации становится невозможным или очень дорогим.

Процедура рассмотрения заявки на реструктуризацию  - такая же, как с заявкой на выдачу кредита. Решение о реструктуризации принимается обычно кредитным комитетом, это - долго. Нужны основания - увольнение с работы, снижение дохода, появление хронической болезни, присвоение инвалидности, рождение ребенка, призыв в армию, нахождение в местах лишения свободы и другое. На дату реструктуризации не должно быть просрочек, хотя иногда реструктуризируют и просроченный долг.

Плюс реструктуризации - в бесплатности, только при ипотечных кредитах заемщик может понести расходы по подписанию допсоглашения к договору залога. Минус - увеличение переплаты по кредиту, кроме перевода валютного займа в тенговый и предоставления каникул «по процентам».

National Bank of the Republic of Kazakhstan
Agency for Regulation and Development of the Financial Market of the Republic of Kazakhstan
Association of Financiers of Kazakhstan
First Credit Bureau
Insurance Ombudsman
Financial Ombudsman of the Russian Federation