www.bank-ombudsman.kz
office@bank-ombudsman.kz
+7 (727) 261-22-16
+7 (708) 983-30-16
+7 (727) 983-30-16
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Время денег

Многих проблем в отношениях с финансовыми институтами можно было бы избежать, будь люди более внимательны к тем документам, которые подписывают, и в целом - более просвещенные в этих вопросах. Это подтверждает практика казахстанского финансового сектора. Конечно, современный уровень подкованности потребителей финуслуг уже не сопоставим с тем зачаточным, что был лет 20 назад. Но по мере развития рынка, нарастает необходимость непрерывного повышения финансовой осведомленности казахстанцев. Как при такой динамике финрынка не попасть впросак и соблюсти свой интерес?

  Практическим финансовым консультантом для потребителей сегодня становятся программы повышения финграмотности, которые реализуются Национальным Банком Казахстана в масштабах страны. В целях просвещения задействованы все доступные каналы: интернет, мобильная связь, мессенджер «НБК online», сайт НБРК, Общественная приемная финрегулятора, горячие линии, банковский омбудсман, не говоря уже о классике информирования – газетах, журналах, радио, телевидении, электронных СМИ. Курирует эту работу Департамент защиты прав потребителей финансовых услуг НБРК. Поговорим об этой работе подразделения с его руководителем Александром ТЕРЕНТЬЕВЫМ.

 

– Александр Леонидович, вот только на днях одна из наших читательниц посетовала: «Купила пылесос в кредит, он месяц поработал и сломался. Поэтому банку кредит платить не буду». Как вам ситуация?

 

– Неумение оценить свои риски - первопричина бед, которые возникают у заемщиков. Нередко в обоснование отказа от платежа люди приводят довод, о том, что не допоняли или не дочитали договор, которые подписали. А ведь финансовые документы мало просто читать, их надо внимательно изучать.

  В общем-то с этих двух простых вещей – соблюдение финансовой дисциплины и внимательное изучение документов – начинается финансовая грамотность. Именно они должны стать правилом по умолчанию в отношениях с финансовыми институтами. Ведь можно сколь угодно долго и креативно рассказывать про банковские сервисы, услуги, страховые полисы и аннуитеты, но если не заложены основы финансовой дисциплины и азбуки, проблемы будут возникать вновь и вновь. И Нацбанк понимает, что эти привычки должны прививаться еще до того, как человек становится активным получателем финансовых услуг.

    Мировая практика показывает, что именно эти базовые правила позволяют выстраивать на рынке финансовых услуг цивилизованные отношения. Именно поэтому программы финансовой грамотности, реализуемые при поддержке Нацбанка, направлены на разные целевые аудитории от школьников до пенсионеров и формируют квалифицированное общество потребителей финансовых услуг. Такой сегментированный подход, различные формы подачи, разные уровни сложности материала, а также большое число каналов связи позволяют охватить как можно большее число людей.

 

Другое дело, что пока «достучаться» можно лишь до тех, кто сам хочет все узнать об этом сегменте услуг, или до тех, кто уже попал в неприятность. Например, ипотечников, валютных заемщиков, на помощь которым пришло государство... 

 

  – Всем ясны первопричины их проблем: тогда рынок Казахстана только начал развиваться, и люди в силу отсутствия необходимых знаний и навыков в области персональных финансов принимали непродуманные решения. При этом банки не вели достаточной разъяснительной работы, а законодательство не учитывало эти риски. Поэтому, проанализировав первопричины сложившейся ситуации, в рамках Антикризисного плана действий правительства и Национального Банка по обеспечению экономической и социальной стабильности была принята Программа по повышению финансовой грамотности населения.  

  При этом защита интересов потребителей финансовых услуг стала одной из  ключевых функций финансового регулятора. Эта опция предусматривает широкий финансовый ликбез - как один из элементов защиты прав.

  Ежегодно Национальный Банк получает тысячи обращений, жалоб, заявлений от казахстанцев, что позволяет нам анализировать ситуацию в различных сегментах финансового рынка, понимать, где возникает риск системных проблем во взаимоотношениях финансовых институтов и их клиентов. Естественно, это позволяет, с одной стороны, вести превентивную работу, корректировать нормативную базу (ведь только практика наиболее четко выявляет недочеты), а с другой стороны, корректировать программы финансовой грамотности, своевременно реагировать на возникающие вопросы. 

 

–   Нередко спикерами по самым злободневным темам финансовой грамоты выступают настоящие профи -  высококлассные специалисты, но…

 

– … люди не понимают их язык? Мы хорошо знаем об этой проблеме, поэтому решили, что над проектами финансового всеобуча должны работать не только финансисты, но и представители творческих профессией – журналисты, писатели, художники, режиссеры, артисты. Наша задача - донести сложные темы простым доступным языком – точнее языками: публикации в СМИ, в соцсетях, TV-передачи ведутся на государственном и русском языках. Если это телепрограммы, то они идут, как правило, в удобное для широкой аудитории время. Передачи в игровой форме, или такие приемы, как квест, привлекают зрителей – в основном, конечно молодых – своей подачей.  

 

– Например?

 

– Отличный пример просветительской, познавательной и в то же время игровой подачи материала – цикл передач «MoneyTime» на телеканале «Астана». На сегодня вышли уже 80 оригинальных выпусков на государственном и русском языках, посвященные таким актуальным темам, как защита прав потребителя финансовых услуг, банковские услуги, программа «7-20-25», взаимоотношения с коллекторами, проблема со страховкой, ипотека и другое.

  Авторы цикла выбрали жанр теле-миниатюр. Профессиональными актерами разыгрываются сюжеты, взятые из жизни. Всего за 15 минут герои передачи исследуют тему досконально, привлекая реальных специалистов финансового рынка, и совместно находят решения самых сложных проблем.

   Все диалоги, комментарии доступны для понимания, смотрятся легко и хорошо запоминаются. Очень важно, что специалисты не просто разъясняют ту или иную тему, но и делают расчеты, оперируя реальными цифрами. Важнейшая мысль, которая проходит красной линией через весь проект: в финансовых вопросах прежде, чем принять какое-то решение, очень важно обдумать и взвесить свои планы со своими возможностями. А если случилась неприятность, не надо прятаться – надо идти на контакт. В помощь гражданам не только специалисты нашего Департамента, но и омбудсмен, финансовые консультанты, менеджеры банков, которые обязательно помогут найти выход из сложного положения.  

  В программе используется также текстовая информация, видеоряд, непременно идет закрепление темы, а в конце передачи звучат резюмирующие советы, рекомендации. При этом программу можно посмотреть в любое удобное время на сайте канала, в Ютубе.

 

– MoneyTime – это программа для тех, кто уже взаимодействует с финансовыми институтами. А чем заинтересовать молодежную аудиторию?

 

– Создатели программы, можно сказать, ушли в отрыв, предложив «аудитории 16+» познавательно-развлекательную программу #ТенгеманияNext. Студия программы выстроена в стиле коворкинга – свободного яркого пространства, предназначенного для реализации всевозможных проектов. Здесь технические спецэффекты, молодежные приемы, юмор и сленг.

  Но ключевая тема #ТенгеманияNext – финансы, мозговой штурм задачи и ее решение в стиле, свойственном молодежи, – креативно, динамично, легко, без надрыва. У этого поколения Z уже другое мышление. И хайпануть по-взрослому, это то, что удается участникам проекта всего за 15 минут. Стоит присмотреться к ним и тем, кому далеко за 16. У поколения Z есть, что перенять.

 

- Какие еще проекты реализует регулятор по финансовой грамотности?

 

 - Национальным Банком Казахстана ведется планомерная работа в данном направлении. Помимо программ, о которых я рассказал, мы выпускаем приложения в популярных детских газетах «Улан» и «Дружные ребята», а также молодежном журнале «Ойла»,  проводим лекции по повышению финансовой грамотности во всех регионах Казахстана. В рамках повышения финансовой грамотности населения функционирует обучающий сайт www.fingramota.kz.

Мы используем все имеющиеся каналы коммуникаций, Fingramota.kz в том числе представлена в социальных сетях – в Фейсбуке, Инстаграме. Также мы выпускаем анимационные ролики на финансовую тему.

В текущем году при Национальном Банке создан Экспертный совет по повышению финансовой грамотности населения, в который вошли, помимо представителей МОНа, также представители АФК и участники финансового рынка.

Главная задача, которую будет решать Экспертный совет, - разработка программы повышения финансовой грамотности населения.

Национальный Банк Казахстана таким образом выступает координационной площадкой как для работы Экспертного совета, так и для всей проводимой работы по повышению финансовой грамотности населения в Казахстане.

Повышение финансовой грамотности населения должно быть  возведено на государственный уровень и стать одним из приоритетов государственных политик.

Грамотный потребитель финансовых услуг лучше защищен от мошенничества. И начинать обучать основам финансовой грамотности надо с детства, к примеру, ввести финансовую грамотность в качестве факультатива или отдельного предмета в школах.

Источник: «Деловой Казахстан»

Қазақстан Республикасының Ұлттық Банкі
Қазақстан Республикасының Қаржы нарығын реттеу және дамыту агенттігі
Қазақстан Қаршыгерлер Қауымдастығы
Сақтандыру Омбудсманы
Бірінші кредиттік бюро