Берегите свои персональные данные!
Активизировались мошенники!
С началом нового года финансовые мошенники вновь стали активно рассылать электронные письма с заманчивыми предложениями и сомнительными ссылками, расставлять «ловушки» в онлайне, а также звонить гражданам, представляясь сотрудниками служб безопасности банков и иных финансовых организаций. Fingramota.kz совместно с Ассоциацией финансистов Казахстана напомнит простые правила безопасности, которые помогут защитить ваши деньги.
В социальных сетях сейчас распространяется новая форма мошенничества, связанного с быстрым получением электронно – цифровой подписи (ЭЦП) в режиме онлайн. Мошенники предлагают сделать подпись быстро и за определенную плату, и при этом обязательно запрашивают персональные данные гражданина. Делать этого ни в коем случае нельзя, а получать ЭЦП и вводить свои данные можно только на официальном портале egov.kz.
В Интернете можно столкнуться и с другими финансовыми аферами, особенно в популярных социальных сетях. К примеру, мошенники создают фейковые боты, в том числе от имени известных банков, которые предлагают, к примеру, консультации по получению различных финансовых услуг или подать заявку на получение льготного кредита, соцвыплат, пенсионных средств, удаление негативной кредитной истории, и другие якобы финансовые услуги. Такого рода псевдоботы просят пользователей ввести личные данные и данные банковских карт, могут даже запросить код из SMS, получив который мошенники могут снять все деньги с карты доверчивых граждан.
Не дремлют финансовые мошенники и на просторах остального интернет-пространства - они активно совершают фишинг-атаки, как «рыбаки» пытаясь поймать на крючок свою жертву, рассылая электронные письма, к примеру, от сотрудников банков, или высылают SMS-сообщения со ссылками, которые ведут на сайт-двойник. Все их уловки направлены на то, чтобы пользователь перешел по ссылке, указанной в письме или SMS ввел личные данные (ИИН, номер документа, удостоверяющего личность) реквизиты платежной карты, а также логины и пароли от мобильного банкинга. Либо же при переходе по ссылке в устройство пользователя загружается вирус, который ворует все необходимые для мошенников данные.
Помимо этого, мошенники обзванивают клиентов банков, зачастую представляясь сотрудниками служб безопасности или карточного отдела, предлагая участие в различных розыгрышах и лотереях, запугивая атаками на карт-счета или сообщая о возможности предоставления кредитных «каникул» и т.д. Телефонные мошенники обычно не дают гражданам времени на раздумья, действуют уверенно, четко и профессионально.
Помните, что банковские менеджеры не звонят клиенту первыми, поэтому, если вам позвонили и запросили код из SMS, чтобы заблокировать непонятные транзакции на вашем счету, завершите телефонный разговор и обратитесь в обслуживающий банк.
Предоставляя свои персональные данные неизвестным лицам, в том числе ИИН, ЭЦП, CVV-код с обратной стороны карты, существует риск того, что все средства на карте или счете могут быть обналичены. Также на ваше имя могут быть оформлены сомнительные сделки, подставной кредит, или переоформлен, к примеру, автомобиль.
Чтобы уберечь себя и свои деньги от финансовых мошенников, следует помнить простые правила безопасности:
Проявляйте особую бдительность в нелегкий для страны эпидемиологический период, и никому, ни при каких обстоятельствах, не раскрывайте свою конфиденциальную информацию.