Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка подвело итоги за 9 месяцев по нарушениям финансовыми организациями прав потребителей финансовых услуг
Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка (далее – Агентство) осуществляет мониторинг и анализ допущенных финансовыми организациями нарушений прав и законных интересов потребителей финансовых услуг и применяет меры воздействия и административные взыскания. Так, за 9 месяцев т.г. в отношении банков второго уровня, организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, страховых (перестраховочных) организаций, коллекторских агентств и организаций, осуществляющих микрофинансовую деятельность, применено 253 рекомендательных мер надзорного реагирования, 5 письменных предписаний и 163 административных взысканий на общую сумму свыше 76,1 млн тенге.
За 9 месяцев 2020 года в ходе осуществления контрольных и надзорных функций в отношении банков второго уровня, организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций (далее – банки) за нарушение прав и законных интересов потребителей финансовых услуг применено:
Результаты проведенного анализа показали, что банками в большинстве случаев допускались нарушения по:
По порядку обслуживания банковских займов основные нарушения касались:
По порядку осуществления платежей и переводов денег основные нарушения касались:
По порядку обслуживания счетов клиентов основные нарушения касались:
За 9 месяцев 2020 года общая сумма административных взысканий в отношении банков составила 36,7 млн тенге.
Основными нарушениями, допущенными банками, за которые предусмотрена административная ответственность, являлись:
О выявленных нарушениях, допущенных страховыми (перестраховочными) организациями в рамках защиты прав потребителей финансовых услуг
За 9 месяцев 2020 года Агентством в ходе осуществления контрольных и надзорных функций в отношении страховых (перестраховочных) организаций за нарушение прав и законных интересов потребителей финансовых услуг применено:
Рекомендательные меры надзорного реагирования были применены за:
- нарушение страховщиком срока, установленного для представления потерпевшему (выгодоприобретателю) или их представителям отчета о размере вреда, причиненного транспортному средству;
Общая сумма вынесенных административных взысканий в отношении страховых (перестраховочных) организаций составила 919,1 тыс. тенге. Нарушениями, допущенными страховыми (перестраховочными) организациями, за которые предусмотрена административная ответственность, являлись несвоевременное осуществление страховой выплаты и предоставление органу государственного контроля и надзора недостоверной информации.
О выявленных нарушениях, допущенных организациями, осуществляющими микрофинансовую деятельность в рамках защиты прав потребителей финансовых услуг
Агентством, при выявлении неправомерных действий или бездействий должностных лиц и работников ООМФД[5] (далее – МФО), несоблюдения требований законов Республики Казахстан и нормативных правовых актов уполномоченного органа, применяются ограниченные меры воздействия и санкции.
В качестве одной из ограниченной меры воздействия к МФО применяется обязательное для исполнения письменное предписание.
По итогам выявленных за 9 месяцев 2020 года нарушений в отношении МФО применено:
Результаты проведенного анализа показали, что МФО были допущены нарушения, связанные с:
Общая сумма вынесенных административных взысканий в отношении МФО составила 37,9 млн тенге.
Основными нарушениями, допущенными МФО, за которые предусмотрена административная ответственность, являлись:
О выявленных нарушениях, допущенных коллекторскими агентствами в рамках защиты прав потребителей финансовых услуг
Финрегулятором при нарушении коллекторским агентством законодательства Республики Казахстан о коллекторской деятельности, банковского законодательства Республики Казахстан либо законодательства Республики Казахстан о микрофинансовой деятельности, выявлении неправомерных действий или бездействий руководящих и иных работников коллекторского агентства, взаимодействующих с должником согласно правилам осуществления коллекторской деятельности, определенным статьей 5 Закона Республики Казахстан «О коллекторской деятельности» (далее – Закон) применяются ограниченные меры воздействия и санкции.
Так, одной из ограниченных мер воздействия, является обязательное для исполнения письменное предписание на принятие коллекторским агентством обязательных к исполнению коррективных мер, направленных на устранение выявленных нарушений и (или) причин, а также условий, способствовавших их совершению, и (или) на представление в установленный срок плана мероприятий по устранению выявленных нарушений и (или) причин, а также условий, способствовавших их совершению.
По итогам выявленных за 9 месяцев 2020 года нарушений в отношении коллекторских агентств применено:
Результаты проведенного анализа показали, что коллекторскими агентствами были допущены нарушения, связанные с:
За 9 месяцев 2020 года общая сумма административных взысканий в отношении коллекторских агентств составила 530,2 тыс. тенге.
Нарушения, допущенные коллекторскими агентствами, за которые предусмотрена административная ответственность:
Для полного обзора и самостоятельного определения потребителями финансовых услуг эффективности и качества банковского обслуживания, предоставляемого тем или иным банком,
страховыми (перестраховочными) организациями, МФО и коллекторскими организациями, Агентство размещает информацию о принятых мерах надзорного реагирования (кроме рекомендательных мер надзорного реагирования) и санкциях (штрафах) на официальном интернет-ресурсе Агентства.
Потребители финансовых услуг в случае нарушения своих прав могут обратиться в Агентство и по территориальной принадлежности в Управления региональных представителей Агентства:
- письменно в Агентство по адресу: А15С9Т5, г. Алматы, Коктем 3, д.21;
- по телефонам горячей линии: +7 (727) 237 1000 (режим работы: понедельник-пятница с 9.00 до 17.00);
- посредством электронной почты: info@finreg.kz, TAL@finreg.kz;
- посредством мобильного приложения «Fingramota Online» (доступны для скачивания в App Store, в Play Market, также доступна web-версия);
- в Управления региональных представителей Агентства (контактные данные указаны на сайте Агентства).
Также можно обратиться к:
- банковскому омбудсману, осуществляющему урегулирование разногласий, возникающих из договора ипотечного займа, между банком и заемщиком - физическим лицом с целью достижения согласия об удовлетворении прав и охраняемых законом интересов заемщика и банка, организации, осуществляющей отдельные виды банковских операций.
Реквизиты банковского омбудсмана: А15GП8Е2, г.Алматы, пр. Н. Назарбаева, д.175 офис 302., тел.: +7 (727) 2612 216, +7 708 983 30 16, е-mail: office@bank-ombudsman.kz, www.bank-ombudsman.kz.
Более подробную информацию представители СМИ могут получить по телефону:
+7 (727) 237 1090
e-mail: PRESS@finreg.kz
[1] Правила предоставления банковских услуг и рассмотрения банками, организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, обращений клиентов, возникающих в процессе предоставления банковских услуг, утвержденные постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 28.07.2017г. №136;
[2] Порядок приостановления выплат сумм основного долга и вознаграждения по займам населения, малого и среднего бизнеса, пострадавших в результате введения чрезвычайного положения, утвержденный приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка от 26.03.2020г. №167;
[3] Указ Президента Республики Казахстан «О мерах по снижению долговой нагрузки граждан Республики Казахстан» от 26.06.2019г. №34;
[5] Организации, осуществляющие микрофинансовую деятельность - микрофинансовая организация, кредитное товарищество, ломбард, осуществляющие деятельность по предоставлению микрокредитов;
[6] Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан №237 от 19.12.2019г. «Об утверждении Правил уведомления государственного органа, осуществляющего государственное регулирование, контроль и надзор финансового рынка и финансовых организаций, об утверждении услуг по предоставлению микрокредитов организацией, осуществляющей микрофинансовую деятельность, а также перечня документов, прилагаемых к уведомлению»;
[7] Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан №232 от 29.11.2019г. «Об утверждении Порядка заключения договора о предоставлении микрокредита, в том числе требований к содержанию, оформлению, обязательным условиям договора о предоставлении микрокредита, формы графика погашения микрокредита».
[8] Постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка №17
от 22.03.2020 г. «О мерах поддержки населения и субъектов предпринимательства в период чрезвычайного положения»;
[9] Порядок приостановления выплат сумм основного долга и вознаграждения по займам населения, малого и среднего бизнеса, пострадавших в результате введения чрезвычайного положения, утвержденный приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка от 26.03.2020г. №167.