www.bank-ombudsman.kz
office@bank-ombudsman.kz
+7 (727) 261-22-16
+7 (708) 983-30-16
+7 (727) 983-30-16
Взломать нельзя защитить

Взломать нельзя защитить

Где бы вы поставили запятую? А речь пойдет о том, можно ли чувствовать себя в безопасности в киберпространстве, пользуясь онлайн-банкингом, совершая различные интернет-транзакции и наслаждаясь шопингом в Сети.

Fingramota.kz напомнит об основных правилах, которые нужно соблюдать, чтобы обезопасить свои счета и устройства.

Ваш девайс – ваша крепость

В большинстве случаев (70 – 90%) пользователи, порой сами того не осознавая, становятся причастными к утечке своих персональных данных и, как следствие, денег. Многие, к примеру, игнорируют необходимость защиты устройства, потому что не хотят тратить средства на покупку лицензионного программного обеспечения. А ведь использование антивируса обязательно для всех устройств. Антивирусные программы помогут вовремя выявить сетевые угрозы и предотвратить мошеннические атаки. Не забывайте также установить антивирус на смартфон или планшет, особенно если вы используете их для осуществления онлайн-платежей. Кроме того, Apple, Google и Microsoft регулярно обновляют операционные системы, исправляя известные уязвимости. Если гаджет сам предлагает запустить обновление, не откладывайте его на потом. Хакеры используют дыры в безопасности устаревших операционных систем для простого и эффективного заработка.

Кстати, чаще всего вирус попадает в устройство через вложенный в электронную почту файл или через ссылку на фишинговый сайт. Причем адрес электронной почты может имитировать официальные или государственные учреждения, а сайт - интерфейсы банков и онлайн-магазинов, заменяя лишь один или несколько символов в ссылке. Поэтому обязательно обращайте внимание на написание URL-адреса. Кроме того, вредоносные домены часто содержат сложные комбинации символов или орфографические ошибки.

Чем больше уровней защиты вы используете, тем увереннее вы можете быть в том, что с вашими устройствами и данными ничего не случится. Активируйте двухфакторную аутентификацию на всех аккаунтах, особенно в банковских приложениях.

Чтобы избежать блокировки своих данных, необходимо регулярно проводить их резервное копирование. Это поможет сохранить информацию и в случае поломки устройства.

Никогда не оставляйте свои устройства без присмотра. Если вам нужно оставить свой компьютер, телефон или планшет на какое-то время - независимо от того, как быстро вы вернетесь - заблокируйте его, чтобы им не воспользовались злоумышленники. Не передавайте ваш смартфон третьим лицам, особенно в случае, если на нем установлен мобильный банкинг или приложения для оплаты. Тем более не позволяйте незнакомцам отправлять и принимать сообщения с помощью вашего устройства. Для того чтобы получить данные к вашему аккаунту, достаточно 10 секунд. А чтобы вывести с него деньги и вовсе меньше. Поэтому, если незнакомый человек просит у вас телефон, чтобы связаться с кем-либо, откажите или самостоятельно наберите номер и включите громкую связь.

Это правило работает и в обратной ситуации: не заходите в онлайн-банкинг и не совершайте покупки в интернете с чужих устройств и не  используйте для этих целей общественный Wi-fi.

Передал информацию – лишился защиты

Запомните: все, что приходит на ваш смартфон, – информация только для вас, а все, кто хотят эту информацию узнать, – потенциальные мошенники. Кроме того, регулярно проверяйте свою историю платежей. В этом вам могут помочь онлайн-банкинг, push- и SMS-оповещения. Отслеживайте подозрительную активность и при необходимости сразу уведомите свой банк о возможных атаках, смените пароль и убедитесь, что применили все доступные меры безопасности.

Банальный совет, но очень ценный: никому и никогда не говорите свои пароли и коды от мобильного банкинга, приходящие посредством SMS-сообщений, даже сотрудникам банка. Представители банков никогда не попросят вас сообщить реквизиты счетов и банковских карт, ПИН-коды, CVV-коды и другую конфиденциальную информацию. В случае если у вас запрашивают такую информацию, сообщите об этом факте по горячей линии обслуживающего вас банка. Телефонные мошенники любят представляться банковскими работниками или службой безопасности различных финансовых организаций. Будьте бдительны!

Главная ошибка, которую может совершить каждый пользователь – простой и/или повторяющийся пароль для всех аккаунтов. Специалисты по кибербезопасности настаивают на том, чтобы пароль состоял не менее чем из 8 символов, не содержал дату рождения, а также имена и прочую легко подбираемую информацию. Они рекомендуют чередовать регистр символов, использовать буквы, цифры и специальные знаки.

Не стоит использовать один и тот же пароль для многих сайтов и сервисов и тем более вводить его на незнакомых и непроверенных ресурсах, ведь в случае утечки, вы открываете мошенникам доступ сразу ко всем вашим аккаунтам и кошелькам. И, конечно же, не нужно хранить пароли в одном файле компьютера или записной книжке телефона.

Берегите свои персональные данные, в случае обнаружения их пропажи немедленно блокируйте счета, номера телефонов, привязанные к ним, и обращайтесь в правоохранительные органы.

Повышайте свою финансовую грамотность вместе с Fingramota.kz и будьте внимательны, чтобы “вас никто не взломал”.

Национальный Банк Республики Казахстан
Агентство Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка
Ассоциация Финансистов Казахстана
Страховой Омбудсман
Первое кредитное бюро