www.bank-ombudsman.kz
office@bank-ombudsman.kz
+7 (727) 261-22-16
+7 (708) 983-30-16
+7 (727) 983-30-16
Банк заблокировал карту: что делать?

Знали ли вы, что в казахстанском законодательстве нет понятия «карточный счет», и слово «блокирование» относится только к платежным картам? Как быть, если вашу карту заблокировали? В каких случаях банк вправе это сделать, что необходимо предпринять? Fingramota.kz расскажет подробнее.

Сегодня трудно представить жизнь без платежных карточек. Многие отвыкают носить кэш в кошельках, повсеместно расплачиваясь за товар и услуги «пластиком» или смартфонами. 

Как показывает статистика, граждане стали чаще оплачивать все безналом. По данным Нацбанка, объем безналичных платежей и переводов денег населения за последние 5 лет вырос в 22 раза, составив в 2020 году 35,3 трлн тенге (2016 год – 1,6 трлн тенге, 2020 год – 35,3 трлн тенге). Сегодня платежная карточка является основным средством расчета финансовых операций для казахстанцев.

 Что такое блокирование карты?

Начнем с того, что понятие «блокирование» в рамках казахстанского законодательства используется только в отношении платежных карточек.

Под блокированием понимается запрет на осуществление операций с использованием платежной карточки, в том числе на оплату товаров и снятие наличных денег.

Кстати, в законодательстве нашей страны нет отдельного понятия «карточный счет», и платежная карточка является инструментом, который дает доступ к обычному банковскому счету ее держателя.

Случаи, при которых эмитент, то есть банк, выпустивший карту, ее блокирует, зафиксированы в Правилах выпуска платежных карточек, а также требований к деятельности по обслуживанию операций с их использованием на территории Республики Казахстан. В них четко говорится, что эмитент блокирует платежную карточку:

- при получении уведомления от держателя платежной карточки об утере, краже или несанкционированном использовании платежной карточки;

- при неисполнении держателем платежной карточки договора о выдаче платежной карточки;

- при несоблюдении внутреннего документа пользования платежной карточкой, предусмотренного договором между эмитентом и держателем платежной карточки.

Следует помнить, что условия блокирования платежной карточки, в частности, порядок, способы и случаи направления уведомлений банком клиенту оговариваются в договоре о ее выпуске.  Поэтому внимательно читайте договор перед его подписанием!

В каких случаях банк может заблокировать карту?

  1. Если несколько раз введен неправильный ПИН-код.

В некоторых банках достаточно в банкомате ввести ПИН-код

неправильно 3 раза, в некоторых 5 раз, и карта автоматически блокируется.  Банки обычно сообщают клиентам об этом и предлагают обратиться за дополнительной информацией в их контакт-центр.

           Инструкция к действию: необходимо обнулить счетчик ввода ПИН-кода. Это можно сделать в мобильном банковском приложении в разделе «Настройки», либо обратиться в call-центр банка.

  1. Если транзакция для банка выглядит сомнительной.

          В казахстанских банках большое внимание уделяется подозрительным транзакциям. С ростом безналичных платежей растет и число финансовых мошенничеств. Поэтому банки предпринимают все возможное, чтобы предотвратить мошеннические операции с карточкой. Если операция, по мнению банка, выглядит сомнительной, банк может установить системные ограничения на отдельные виды транзакций по карточке. Как результат – блокируются карточка и банковский счет, к которому она привязана. После этого банк связывается с клиентом способом, оговоренным в договоре о выпуске карты: через SMS, электронную почту или по номеру телефона.

           Инструкция к действию: В случае подозрительной транзакции и наличия оснований для блокирования карточки банк блокирует карту для защиты интересов и средств клиентов.

          Если сомнения финансового института оправдаются, и это действительно мошенники пытались снять с вашего счета некую сумму, то блокирование остановит операцию. При этом карточку банк заблокирует окончательно, придется ее потом просто перевыпустить.

       Внимание! Вам может прийти сообщение якобы от вашего банка о том, что карта заблокирована и необходимо срочно перейти по ссылке, чтобы ее разблокировать. Или может позвонить «сотрудник банка», который сообщает о блокировании карты в связи с мошенническими атаками и призывает, оказывая психологическое давление, сообщить трехзначный код с обратной стороны карты, а также код, поступивший через SMS.  Не верьтеэто мошенники! Они давно научились подделывать официальные номера банков и других организаций. Чтобы не совершить опрометчивых поступков, позвоните по горячей линии своего банка и уточните, все ли в порядке с вашей картой и счетами. Не забудьте рассказать им об атаках, которые пытались совершить в отношении вас злоумышленники.

  1. Если банк увидит признаки возможного нарушения закона о ПОД/ФТ

         Здесь речь идет о Законе РК «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Банк блокирует карточку и счет, если считает операцию подозрительной, в частности, что деньги, используемые для ее совершения, являются доходом от преступной деятельности, либо сама операция направлена, к примеру, на финансирование терроризма либо иную преступную деятельность. У банков есть свой перечень признаков таких операций, которым они руководствуются.

         Инструкция к действию: нужно обратиться в свой банк для выяснения обстоятельств, ведь иначе вы попадете в так называемый «черный список» клиентов, нарушающих закон о ПОД/ФТ, то есть вам будет присвоен критический уровень рисков. Достаточно предоставить банку разъяснения, какой платеж вы проводили и для чего.

         В каких еще случаях банк может заблокировать карту и счет?

       Банк имеет право наложить ограничения в виде приостановления  транзакций, а также может наложить арест на деньги, находящиеся на банковском счете.

Все ограничения такого рода инициируются на основании соответствующих решений государственных органов или должностных лиц. Арест может быть наложен судами, судебными исполнителями на основании соответствующих актов и постановлений. К ним относятся решения по невыплате алиментов, неуплате налогов, долгов перед третьими лицами, штрафов и т.д.

Все клиенты банков имеют право получить разъяснения, почему произошли «блокировка» платежной карточки либо приостановление расходных операций по банковому счету. Для этого нужно обратиться в свой финансовый институт, а в случае наличия сомнений в законности действий банка потребители финансовых услуг могут обратиться за защитой своих  прав и интересов в Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка. 

Как быть с зарплатными карточками и картами для пособий и соцвыплат?

Может ли банк заблокировать карточку, на которую вы получаете зарплату? Легко, потому что она идентична обычной платежной карточке. В связи с чем «блокировка» зарплатной платежной карточки может быть осуществлена в соответствии с условиями блокирования платежной карточки, установленными в договоре о ее выпуске.                                         

Однако надо знать, что никто не может арестовать специальный счет, предназначенный для зачисления государственных пособий и социальных выплат. Спецсчет могут открывать, к примеру, получатели социальных пособий и иных выплат от государства, получатели алиментов или владельцы образовательных накопительных вкладов.

Запомните! На средства, находящиеся на спецсчете, не допускается: наложение ареста, взыскание по платежным требованиям банков и небанковских организаций, по инкассовым распоряжениям судебных исполнителей.

Если у вас остались вопросы, связанные с блокированием вашей карты или счета банками второго уровня, вы можете задать их через мобильное приложение «Fingramota Online», либо обратиться в Call-центр АРРФР по номеру: +7 (727) 237 1000.

 

 

Национальный Банк Республики Казахстан
Агентство Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка
Ассоциация Финансистов Казахстана
Первое кредитное бюро
Страховой Омбудсман
Финансовый уполномоченный Российской Федерации